Много слухов в последнее время витает вокруг загадочной и неизвестно откуда и когда взявшейся породы «беларускi ганчак». То материалы в прессе и по TV, то представление породы на последнем CACIBе, то запросто разговоры кинологов и заводчиков, теряющихся в догадках и предположениях.
Как стало известно всем присутствующим на международной выставке 7 апреля «Весна Беларуси 2007», порода беларускi ганчак теперь является серьёзным и интересным проектом, существующим за счёт инициативной группы любителей гончих, которую возглавляет Владимир Казимирович Лазаренко.
«Ганчак беларускi» - это потомок огара (по-польски «гончей»). Является аборигенной популяцией охотничьих собак , которые сформировались методом народной селекции. Эта гончая по-настоящему универсальна: хорошо работает по самому разному зверю, обладает прекрасным чутьём, неутомимостью и хорошо ориентируется на местности. В 1959 году Пётр Картавин вывез из района Новогрудка в Польшу четырёх таких собак, на основе которых там получили породу огар польский (похожа, в принципе, на бел гончака, но имеет ряд отличий). В 80-х поляки опять пытались вывести представителей наших белорусских собак (искали крови), и написали по этому поводу письмо Владимиру Лазаренко. Он заинтересовался этим вопросом, и с тех пор занялся возрождением нашей, белорусской породы, которая до этого именовалась просто «Ганчак з чорнай спiнай». Владимир Казимирович ездил на выставки, искал, изучал таких собак, находил заинтересованных людей, делалось много фотографий, стендов, собиралась инициативная группа… В результате, в мае 2006 в районе Сморгони был проведён своеобразный смотр поголовья, на который собралось около 30 собак. Участникам даже подарили кое-какие призы, а охотники создали временный стандарт.
Сейчас ни родословных, ни официального признания породы нет, так как она ещё даже не утверждена. Однако усилия, прилагаемые её любителями столь сильны, что к этому вопросу привлечено большое внимание. Завелись племенные книги, организовываются вязки, собаки прекрасно, универсально работают на любые охот дипломы, а щенки разбираются с завидным желанием…
Чтобы по больше узнать о нашей белорусской породе, я обратилась за помощью к одному из охотников, который также поддерживает идею о возрождении белорусского гончака, Виталию Викторовичу Познякову.
По телефону Виталий очень заинтриговал меня рассказами о работе над нашей новой породой, а на встречу принёс номер журнала «Охота и рыбалка», в котором совсем недавно была опубликована статья Лазаренко о белорусской гончей с временным стандартом и фотографиями Бурана и Лютого – прекрасными представителями породы. Так же он захватил небольшую разработку, своеобразные флаера, которые группа энтузиастов раздаёт интересующимся охотникам: лист формата А4 с рисунками этой собаки и краткой историей породы. Называет собаку Виталий исключительно «беларускiм ганчаком», так как возрождение породы для энтузиастов-охотников является ещё и поводом иметь своё, национальное богатство.
Мы беседовали о породе, о планах на её ближайшее будущее и о том, что уже сделано. Оказалось, немало. Кроме активной научно-исторической работы, которую ведёт по этому поводу историк Андрей Ярмольчик, кроме различных публикаций в кинологической прессе (Лазаренко), кроме участия собак в выставках, охотники-активисты связались с БКО и БООРом, чтобы привлечь внимание к породе.
«Мы собирались в офисе БКО с Кисляковым, - рассказывает Виталий Викторович, - а так же приглашёнными Новиковым и Чумакиной, где представляли нашего белорусского гончака, т.к. уже имеем временный стандарт, около тридцати представителей породы, материалы в печати и различные разработки. В БКО нас одобрили, и пригласили «представиться» на CACIB, где мы показались широкой публике в сопровождении даже музыкантов, исполняющих роговую музыку. В каталогах международной выставки напечатали информацию о гончаке белорусском, чтобы люди, при желании, смогли с нами связаться. Так же БКО взялись за организацию монопородной выставки, которая пройдёт 20 мая в Сморгонском районе в д. Гаути, куда будут приглашены судьи, чтобы описать породу и сделать стандарт более детальным. В общем, нам дали стул, на который мы смогли присесть.
Затем в БООРе, по ул. Хоружей, состоялся семинар по нашему «вопросу». Прослушав наши предложения и идеи там, после голосования порекомендовали сделать белорусского гончака подгруппой в породе русской гончей.
Будем стараться и продвигать породу дальше. Она истинно белорусская, ею мы должны гордиться. А то, что наши люди собираются на выставки накануне пасхи и едут по 250-300 км, чтобы представить гончака широкой публике только подтверждает то, что порода этого стоит!»